Синестезия тест. Чего вы не знали о синестезии. Из мира знаменитых

В начале декабря Лиза Дебрюн поделилась с другими пользователями Twitter забавной гифкой, которую можно увидеть ниже. Также девушка поинтересовалась, слышат ли другие люди при этом какие-то звуки как она.

Журналисты The Verge попытались объяснить это явление, но сделали это слишком поверхностно и мы решили исправить это упущение. Итак, давайте разберемся сами с феноменом «звучащих» гифок.

Дело не в гифках, а в людях

В науке это явление называется синестезией – необычным способом восприятия информации, когда предметы, объекты и явления наделяются несвойственными им качествами.

По словам Кристофера Фассниджа, кандидата психологических наук Лондонского университета, это связано с тем, что у некоторых людей раздражение одной сенсорной или когнитивной системы приводит к раздражению другой. Поэтому некоторые люди и слышат несуществующий звук прыгающей вышки ЛЭП.

Основные виды синтезии

Цветной слух . Многие известные композиторы и музыканты (и не только) обладали даром придавать звукам различную цветовую окраску. Причем каждый синестет «видит» звуки по-своему – одинакового восприятия у двух подобных людей практически не встречается.

Зрительно-слуховая синестезия . Одна из самых распространенных форм этого феномена. Картинка в начале статьи – яркий и показательный пример.

Вкусовая синестезия . У синестетов такого рода цвета, звуки и предметы могут ассоциироваться с различными вкусами. Например, зеленый цвет может ассоциироваться со вкусом граната. Не совсем обычные взаимосвязи, да?

Графемно-цветовая синестезия - это когда у людей возникают ассоциации между цветами и буквами (цифрами).

Это далеко не весь список, проявления синестезии многогранны и у разных людей проявляются индивидуально. Так работы Шона Дэя, профессора Калифорнийского института доказывают, что некоторые синестеты ассоциируют запахи с геометрическими фигурами.

Корни синестезии

О данном феномене известно еще с древних времен: Аристотель в своем труде «О душе» называл синестезию «общим чувством». Поиском взаимосвязи музыки и цвета занимались не только Гете и Лейбниц, но и русский композитор и пианист А. Н. Скрябин.

На протяжении всей истории человечества существовали такие люди, которые могли визуализировать музыку, сопоставлять цвета с различными предметами, вкусами или даже днями недели. Однако ученые отмахивались от этого явления, считая его причудой воображения или даже расстройством психики.

Как следствие феномен долгое время оставался неизученным и ученые до настоящего времени не могут прийти к единому мнению по поводу истоков возникновения синестезии.

По одной из гипотез, в мозге таких людей нервные пути теряют особую миелиновую оболочку, защищающую нервные импульсы от рассеивания по всей коре головного мозга. В результате нейротрансмиттеры начинают произвольно обмениваться информацией, тем самым создавая в сознании человека необычные образы.

Следующая гипотеза говорит о том, что с рождения все люди синестеты: мозг младенца предположительно воспринимает реальность как одно «хаотическое целое», где воедино сливаются звуки, цвета, запахи и остальные чувства.

Но по мере взросления чувства становятся дифференцированными, мозг как бы раскладывает все по полочкам. И лишь небольшой процент людей так и остаются «младенцами» способными воспринимать окружающую действительность по-своему уникально.

И самая популярная версия – это модель кросс активации. Между расположенными рядом участками мозга происходит перекрестная активация, например, область, отвечающая за слух, «синхронизируется» с зоной мозга, отвечающей за зрение. В результате мы видим прыгающую ЛЭП и слышим несуществующий звук. Ученые полагают, что это связано с неправильной работой нейротрансмиттеров.

В среднем на планете 4-4,5% синестетов, а самый распространённый вид этого феномена - ощущение дней недели в цвете (например, понедельник – серый, а пятница – розовая). Причем женщин синестетов больше чем мужчин – дамы всегда отличались повышенной чувствительностью.

Интересен и тот факт, что синестезия способна передаваться по наследству. По статистике около 40% таких личностей имеют родственников с подобной особенностью. Показателен пример семьи Набоковых, где синестетиками были сам писатель, его сын и мать.

Хотя встречаются случаи, когда человек начинает чувствовать окружающий мир по-новому после серьезных травм мозга. Например, в 2007 году житель Торонто перенес инсульт, а спустя 9 месяцев при виде синего цвета стал ощущать вкус малины во рту. МРТ-исследование показало, что пострадавший от инсульта мозг пациента, чтобы восстановиться начал формировать хаотичные нейронные связи.

Дар или проклятие

Синестезия по большему счету ничуть не мешает нормальной жизни. Это скорее некий «дар», который позволяет видеть мир более ярко и интересно, чем видят его обычные люди. Кроме того ряд исследований доказал, что люди-синестеты обладают лучшей памятью благодаря цветовым, музыкальным, вкусовым и другим ассоциациям, позволяющим легко запоминать длинные числа и другую информацию.

Известные синестеты

Многие люди, обладающие данной способностью – талантливые личности. Помимо тех, что мы уже упомянули, таким даром обладали: Ричард Фейнман, философ Людвиг Витгенштейн, композиторы Ференц Лист, Николай Римский-Корсаков, писатели и поэты Цветаева, Пастернак, Бальмонт, Бунин, Лев Толстой, М. Горький, а также известные мнемонисты Соломон Шерешевский и Дэниел Таммет.

Интересный факт

В компании Ford есть такая должность, как эксперт-синестет. От него требуется трогать, нюхать и слушать автомобили, тем самым оценивая «кросс-сенсорную гармонизацию» каждой конкретной модели.

И напоследок, еще одна интересная «звучащая гифка", с помощью которой каждый из вас может определить, не являетесь ли он синестетом. Еще больше их можно найти на ресурсе Reddit .

Наши чувства даны нам c самого рождения и потому мы редко задумываемся о них. Все получается как бы автоматически: слышать, вдыхать запахи, пробовать на вкус, удерживать равновесие. Но какой всплеск чувств вызывает запах мандаринов зимой на празднике Нового года и как мы быстро ассоциируем его с этимдорогим всем праздником. Насколько наше восприятие и наши чувства важны можно судить, если мы подумаем, что без них невозможно понять окружение свое и себя самих. Органы чувств определяют нашу жизнь неосознанно, но иногда вдруг ярко дают о себе знать и мы потом долго помним эту ситуацию как особенную в нашей жизни.

Есть люди, которые видят музыку в красках или чувствуют её вкус. Как пример, тягучий бас в плове.

Эта одаренность называется синестезией . Само слово происходит от древнегреческого syn — вместе и aisthesis — воспринимать. Это нейробиологический феномен при котором чувственные восприятия одновременно разными каналами могут приниматься и обрабатываться. Обычно это происходит еще в раннем детстве и довольно индивидуально.

Они у всех различны и не меняются, возникают неосознанно — какой-то определенный звук вызывает всегда определенный цвет, но не наоборот. Приобретенная синестезия может возникнуть при нейрологических заболеваниях или под психоактвных наркотиках вроде LSD. Исследования показывают, что явление синестезия часто встречается с другими феноменами как например высокой одаренностью, творческой натурой, необыкновенной памятью и умением предчувствовать, а также склонностью к чрезмерному испытыванию раздражителей и расстройством внимания. Эксперты считают, что среди каждого 500-го до 1000-го имеется одаренный синестезией человек. Кстати, среди женщин их больше. В виду наблюдения большей частью в семьях, ученые предполагают, что может передаваться и по наследству. Часто это люди искусства, умеющие видеть звуки и слышать цвета.

Как описывает одна синестетик Christine Söffling из Ульма (Ulm), преподаватель искусства — еще в детстве кудахтанье кур она воспринимала как маленькие оранжевые бусины. В школе она напевала себе формулы из математики, чтобы лучше их усвоить и при попытке запомнить что-то она выдумывает себе мелодию и вместе с картинами, которые ей виделись, ей легко было вспомнить. Музыку слушает она с закрытыми глазами, чтобы любоваться цветами, которые видятся ей.

Это качество является дополнительным бонусом, но не болезнью считает ученый нейрохирург и философ проф. Hinderk Emrich, который является директором клиники психотерапии высшей медицинской школы в Ганновере. Там с 1996 — го года занимаются изучением синестезии. У синестетиков многие каналы восприятия связаны с друг другом. Это значит, что рядом с областью мозга, занятой обработкой какого-то раздражителя, одновременно другие области активируются, хотя они представляют другие органы чувств. При этом речь не идет о галлюцинациях или ассоциациях, а подключенных сразу вместе восприятиях, которые подсознательно происходят и не меняются всю жизнь, как говорит Эмрих.

Тест на синестезию ощущений

Закройте глаза и представьте себе картину, ситуацию или какое-то место любимое, которое вы с удовольствием вспоминаете. Сконцентрируйтесь на этой сцене, чтобы удержать эту картину. Таким образом вы сможете испытать эффект, который испытывают одаренные синестезией люди при визуализации чувственных восприятий. Разница в том, что синестетики свои картины непосредственно очень интенсивно и постоянно воспринимают. Спросите себя во время визуализации: где вижу я эту картину? перед глазами, перед лбом или в другом месте. Внутри, снаружи меня? Многие синестетики рассказывают о внутреннем мониторе, некоторые о внешнем.

Синестезия - это достаточно произвольное установление избыточных связей между теми отделами мозга, которые в норме связаны слабее. Поэтому вариантов синестезии бывает много. Но поскольку близкие отделы связываются с большей вероятностью, среди синестетиков преобладают определенные типы, например, самая распространенная синестезия - буквенно-цветовая - когда каждая буква алфавита всегда окрашена определенным цветом. Связанные с цветом синестезии выявляются при помощи батарей тестов, в которых каждое изображение (или звук, или еще что) повторяется многократно, и каждый раз нужно выбирать соответствующий ему цвет. Индивидуальных картинок много, а исследуется количество совпадений ответов при повторах. Редкие формы синестезий, то есть, более отдаленные и неочевидные связки ощущений, обычно встречаются не сами по себе, а в комплекте с другими, более частыми.

В статье - http://vk.cc/3AQpML - рассказывается о редком виде синестезии, когда вид человека или его изображение вызывает ощущение одновременного восприятия определенного цвета, то есть, возникает эффект, похожий на «ауру». Авторы изучают восприятие «ауры» у четырех таких синестетиков и у четырех эзотериков (не-синестетиков), утверждающих, что они способны видеть «ауру».

У всех четырех синестетиков из статьи комплект синестезий свой, причем они такие замечательно разные, что хочется описать все:

F - студент университета 22 лет, имеющий следующие распространенные синестезии: музыкально-цветовую, запахово-цветовую, буквенно-цветовую. В дополнении к этому он испытывает цветовые ощущения (фотизм) в ответ на появление знакомых лиц. На совсем незнакомые лица эффект слабый и требует концентрации на изображении. Но если показывать одно и то же изображение, делая его знакомым, то эффект тоже начинает появляться.

R - студент 20 лет, его синестезии: буквенно-цветовая, численно-цветовая, цветовые же реакции на имена, фамилии, людей как таковых, города и имена городов, абстрактные концепции, музыку и натуральные звуки. Его фотизмы тесно связаны с эмоциями: если стимулы эмоционально окрашены, они вызывают сильные и стойкие цветовые эффекты.

L - студентка 23 лет, изучающая психологию, но также занимающаяся классическим балетом. Ее цветовые синестезии: на вкус, прикосновения, людей. Кроме того, у нее есть замечательная нецветовая синестезия «человек-животное», когда у человека голова как бы замещается головой животного. (Как тут не вспомнить тотемы, а?) Ее фотизмы ассоциированы с движениями: то, что делает человек, определяет возникающие фотизмы. Особенно силен эффект в отношении движений классического балета.

M - студентка и художник 37 лет, с исключительными способностями к математике. У нее возникают цветовые ощущения в ответ на графемы, обозначения дней недели и месяцев, музыку, а также есть численно-пространственная синестезия, при которой числа ощущаются расположенными в пространстве строго определенным образом (часто довольно замысловатым). В ответ на изображение человека или его присутствие у нее возникает сложный комплекс ощущений: цвета, числа и температуры. Например, она связывает свои ощущения со взаимоотношениями с данным человеком, описывая это следующим образом: «это коллаж из моих отношений к человеку и отошений человека ко мне при социальном взаимодействии, воспринимаемый как течение теплых или холодных цветов». Появляющиеся в то же время числа от 0 до 5 обозначают прохладные отношения, выше 5 означают дружбу, влечение (7-8) или любовь (9). (Как по мне, офигительно удобно. Встречаешь человека, а тебе сразу выдается: «уровень дружелюбности 6». Хочу себе такую синестезию).

Все синестетики не имели «эзотерических верований». Эзотерики же, наоборот, не имели синестезий (по самоощущениям и результатам тестов). Из четырех эзотериков двое утверждали, что дар видеть «ауру» им присущ с рождения, и двое других - что научились. Двое из них (один природный и один выученный) занимаются чтением «ауры» профессионально, еще один зарабатыват на жизнь нетрадиционной медициной и говорит, что чтение «ауры» помогает ему в работе.

Во всех услучаях использовался модифицированный тест Струпа - http://vk.cc/3AQoXW :
«В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово красный написано синим)». В данном случае это был «аура-Струп тест», устроенный следующим образом. Испытуемым несколько раз предъявляли набор фотографий людей. С каждым синестетиком проводилось четыре разных теста, при этом задания каждого теста был модифицирован под особенности синестезии испытуемых:

1) испытуемый оценивал эмоцию на снимке как позитивную либо негативную, и дожен был нажать на соответствующую кнопку (тест для участника R, синестезия которого основана на эмоциональных реакциях)
2) испытуемый оценивал, знакомы ли ему лица на фото, использовались фотографии известных актеров и обычных людей (дизайн для участника F, для синестезии которого важен уровень новизны изображения)
3) испытуемый разделял фотографии действий человека на жестокие либо нейтральные, профессионально-заученные (тест для R (эмоции вообще) и M (отношение к происходящему))
4) предъявлялись видеоролики движений человка влево либо вправо (L, чувствительная к движениям)

Во всех случаях то место на экране, где испытуемый обычно видит ауру подцвечивалось каким-то цветом. Если ощущение цвета действительно состыковано физически в голове с восприятием человека, то при подцвечивании места ауры она будет видна сильнее, если цвет подсветки совпадает с цветом ауры, либо слабее если цвета разные, из-зи смешения наблюдаемых цветов. Соответственно, будет различаться время реакции человека - время, необходимое ему для оценки своих ощущений, обычно спаренных с цветом ауры. Тесты были повторены через 2 недели: если аура действительно возникает, то повторность в тестах будет высока.

Эзотерики выполняли такое же задание. Однако, поскольку они представляют «ауру» как проявление энергетики живого человека и могут не увидеть ее на фотографии, с ними проводился дополнительный тест, в котором участвовали живые люди (40 человек). Эзотерики выбрали комфортные для себя условия наблюдения «ауры» - естественное освещение, люди должны стоять около белого экрана, время первичного оценивания цвета «ауры» неограниченно. Она сообщали экспериментатору цвет видимой «ауры». Затем с проводился Струп-тест, аналогичный описанному вверху с фотографиями, но уже с живыми людьми.

У синестетиков был обнаружен значимый эффект Струпа и высокая повторность результатов. У эзотериков эффекта Струпа не обнаружилось ни в варианте с фотографиями, ни в варианте с людьми. Уровень повторности оценки цвета «ауры» также оказался низок (корреляция статистически незначима).

Забавным образом получается, что синестетики, отрицающие у себя эзотерические верования, реально видят «ауру». А эзотерики, зарабатывающие «аурой» на кусок хлеба с маслом, похоже, не видят ничего. Разумеется, авторы статьи такого вывода не делают, и вообще деликатно акцентируются на разнице между эзотерическим видением «ауры» и синестетическим. Например, в эзотерической литературе «аура» многослойна, с разным цветом слоев, и поэтому эзотерики могли не иметь эффекта Струпа. Как по мне, аргумент слабый, потому что ведь эзотериков же никто не тянул за язык, так? Сказали бы, например, «первый слой ауры голубенький, второй желтый», и проецировали бы им двуслойно, или только в пределах первого слоя. Короче, модифицировали бы тест.

Экология познания. Психология: «О, пожалуйста, господа, чуть больше синего! Этого требует эта тональность! Здесь насыщенный фиолетовый, не розовый!» - так Ференц Лист однажды обратился к веймарскому оркестру

Теплый звук, кричащие краски, блестящая идея, холодный взгляд - подобные образы нередко встречаются в нашей речи. Однако для некоторых из нас это не просто слова.

«О, пожалуйста, господа, чуть больше синего! Этого требует эта тональность! Здесь насыщенный фиолетовый, не розовый!» - так Ференц Лист однажды обратился к веймарскому оркестру. Музыканты не удивились бы так сильно, если бы знали, что их дирижер был синестетом.

В 1920-1940-х годах советский психолог Александр Романович Лурия изучал феноменальную память своего соотечественника - Соломона Шерешевского. Этот человек мог в точности воспроизвести текст или последовательность цифр, единожды услышав их 10 или даже 15 лет назад.

В ходе экспериментов психолог обнаружил, что его пациент способен «видеть» звуки и цифры «в цвете», «осязать» их или ощущать их «вкус». Тон в 250 Гц с силой звука 64 дб представлялся Шерешевскому бархатным шнурком, ворсинки которого торчат во все стороны. Шнурок окрашен в «нежно-приятно розово-оранжевый цвет».

Тон в 2000 Гц и 113 дб виделся ему чем-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный цвет, и шершавой полоски. По вкусу этот тон напоминал Шерешевскому пряный рассол. По его ощущениям, о такой звук можно поранить руку.

Цифры для Шерешевского выглядели так: «5 - полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное; 6 - это первая за «5», беловатая. 8 - невинное, голубовато-молочное, похожее на известь».


В 20-е годы явление синестезии - «единство чувств» - уже было известно психологам; одним из первых его описал двоюродный брат Чарльза Дарвина - британец Фрэнсис Гальтон (статья в Nature, 1880). Его пациенты были графемными синестетами: в их сознании цифры выстраивались в причудливые ряды, отличаясь между собой формой и цветом.

Много лет спустя наш современник, невролог Вилейанур Рамачандран, составил оптический тест - проверку на синестезию.

Испытуемым показывают левую картинку. Среди изображенных на ней пятерок есть двойки, которые образуют треугольник. Как правило, его не замечают, однако синестеты с легкостью выявляют фигуру, поскольку для них все символы ярко окрашены: кому-то из них двойки представляются ярко-красными, кому-то - синими или зелеными (на рисунке справа).

Профессор Рамачандран изучал самые разные типы синестезии, например, тактильную (в этом случае прикосновения к разным материалам вызывают эмоциональный отклик: чувство тревоги, разочарования или, наоборот, теплоты и расслабленности).

В практике этого ученого были и вовсе исключительные случаи: его студент, имевший цвето-числовую синестезию, был дальтоником. Фоточувствительные клетки в его глазах не реагировали на красно-зеленые участки спектра, однако зрительные отделы мозга функционировали исправно, наделяя черно-белые цифры, на которые смотрел юноша, всевозможными цветными ассоциациями. Так он «видел» незнакомые ему оттенки, именуя их «нереальными» или «марсианскими».

Свидетельства такого рода звучат странно для людей с «обычным» восприятием, однако у неврологов есть способы выяснить, что и как ощущают синестеты, и проверить их «показания».

Один из них - наблюдение за кожно-гальванической реакцией (КГР). Когда мы испытываем эмоции, в нашем организме увеличивается микроскопическое потоотделение, а вместе с этим уменьшается электрическое сопротивление кожи. Эти изменения можно отследить при помощи омметра и двух пассивных электродов, прикрепленных к ладони. Если синестет эмоционально откликается на тактильные, звуковые или цветовые стимулы, подтверждение этому будет высокий уровень КГР.