Калмыки против кавказцев кто сильнее. «Калмыки особо обидами не мучаются. Запекают мясо в навозе

Житель Калмыкии, обвиняемый в избиении чеченки Табарик Дудаевой, задержан по подозрению в хулиганстве по мотивам национальной вражды, сообщил "Кавказскому узлу" сотрудник правоохранительных органов. Произошедшее в Большом Царыне – единичный случай, заявили представители чеченского землячества в Калмыкии.

Житель Большого Царына Октябрьского района Калмыкии, подозреваемый в избиении Табарик Дудаевой, "сначала был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное по мотивам национальной или религиозной ненависти или вражды, - прим. "Кавказского узла" ), но сегодня (24 августа ) статью переквалифицировали. Теперь ему вменяется совершение преступления, предусмотренного ст. ч. 1б ст. 213 (хулиганство, совершенное по мотивам расовой или национальной ненависти или вражды, – прим. "Кавказского узла" )", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник правоохранительных органов.

"Сейчас задержанный находится в ИВС в Малых Дербетах", - отметил он

В межмуниципальном отделе МВД "Малодербетовский", куда входит отделение полиции Октябрьского района, подтвердили корреспонденту "Кавказского узла", что дело по факту избиения Дудаевой "уже возбуждено", однако от дальнейших комментариев там воздержались. Комментариями от пресс-службы МВД Калмыкии "Кавказский узел" пока не располагает.

Обвинение в хулиганстве, совершенном по мотивам национальной вражды, предъявлено двум калмыкам, которые подозреваются в избиении Табарик Дудаевой, пишет 24 августа "Чечня сегодня" со ссылкой на представителя главы Чечни в Республике Калмыкия Романа Исаева.

По его словам, врачи пришли к выводу, что потерпевшая получила "легкий вред здоровью", однако по завершению исследования будут сделаны дополнительные выводы, так как могут быть скрытые травмы головы.

Ранее, 21 августа, один из обвиняемых в избиении Табарик Дудаевой заявил, что сильно сожалеет о содеянном, пишут "Кавказ.Реалии". Свое поведение он объяснил тем, что "перебрал, с кем не бывает". При этом он извинился перед Дудаевой и заявил, что "национальной подоплеки" не было, а конфликт произошел на бытовой почве.

Руководство района извинилось перед местными чеченцами

23 августа глава Октябрьского района "официально извинился перед чеченцами, проживающими в Большом Царыне", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель чеченского общественно-культурного объединения "Согласие" (Барт) в Октябрьском районе Хамид Гацаев .

"Вчера у нас было собрание. С чеченцами, проживающими в Большом Царыне, встретились глава Октябрьского района, его заместитель, начальник Малодербетовского отдела полиции. Руководство района принесло извинения за случившиеся. Все собравшиеся выступили за то, чтобы как можно скорее успокоить общественность и решить вопрос в правовом поле", - сказал Гацаев.

"Его задержали после того, как он избил Дудаеву, но в тот же вечер отпустили. Мол, с ним провели беседу, а оснований для содержания в ИВС не имеется. На следующий день он вышел на работу, еще и журналистам дал комментарий. Естественно, в соцсетях люди стали возмущаться – избил женщину и до сих пор на свободе. Тогда его опять задержали и уже отправили в изолятор в Малых Дербетах. Сегодня (24 августа) – третий день, как он сидит в ИВС. Как нам пояснил представитель полиции, со статьей следствие определится после того, как будут получены результаты медэкспертизы", - рассказал Гацаев.

По его словам, в Большом Царыне живет "порядка 20 чеченских семей", в районе – "еще семей десять". При этом в поселке проживают представители 48 национальностей, и конфликтов на почве межнациональной неприязни между ними никогда не было, добавил Гацаев.

"В конце 1970-х годов в Октябрьском районе Калмыкии начали выращивать рис. Это была всесоюзная кампания, сюда приезжали работать люди со всех уголков страны. Я сам здесь живу с 1979 года. В Большом Царыне, конечно, бывают стычки на бытовой почве – молодежь есть молодежь. Но чтобы конфликт произошел из-за межнациональной неприязни – о таком я никогда не слышал. Это первый случай", - заверил Гацаев.

По его словам, муж пострадавшей работает на животноводческой стоянке в Большом Царыне, сама Табарик Дудаева занимается частным извозом.

После избиения ее госпитализировали в волгоградскую больницу, сказал Хамид Гацаев.

"Она в тяжелом состоянии – сломана переносица, выбиты зубы, один глаз затек. Я поговорил с ее мужем, сказал ему, чтобы нашел адвоката и не слушал советчиков в Интернете. Ситуация сейчас находится под контролем. Виновника инцидента задержали. Все должно решаться в правовом поле", - подытожил Гацаев.

Инцидент в Большом Царыне не отражает ситуацию с межнациональными отношениями в республике

23 августа произошла встреча с чеченцами, приехавшими в Элисту из Чечни после избиения Дудаевой, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель чеченского общественно-культурного объединения "Согласие" (Барт) в Калмыкии Умар Эльжуркаев .

"Ажиотаж, конечно, среди чеченской молодежи был. Вчера (23 августа ) около тысячи человек собрались в Шелковском районе, готовы были поехать в Калмыкию. Чеченским властям пришлось перекрыть дорогу. Имам и глава района выступили перед собравшимися, попросили всех успокоиться. Но кое-кто все-таки приехал сюда. С некоторыми я вчера встречался, объяснил им, что все под контролем, уголовное дело возбуждено", - рассказал Эльжуркаев.

Он, так же, как и Гацаев, считает, что инцидент в Большом Царыне не отражает ситуацию с межнациональными отношениями в республике.

"Иногда... происходят конфликты. Но это не значит, что между чеченцами и калмыками существует какое-то напряжение. После резонанса в соцсетях мне звонили знакомые калмыки, говорили, что им стыдно за случившееся", - отметил Эльжуркаев.

По его словам, последний крупный конфликт между чеченцами и калмыками произошел в селе Садовое Сарпинского района Калмыкии в 2016 году.

"В кафе была драка, которая переросла в массовую – в общей сложности человек 10-15 в ней участвовало. ОМОН и СОБР в тот раз перекрывали дорогу, чтобы жители Калмыкии из других районов или чеченцы из соседних регионов не раздули конфликт дальше", - пояснил Эльжуркаев.

Глава "Согласия" посетовал, что негативная информация вызывает больший интерес, из-за чего искажается реальная картина межнациональных отношений в республике.

"Я вожу детей из Элисты в Чечню, они там встречаются со сверстниками. Приезжают домой полные впечатлений. Но никому это неинтересно, никто об этом не пишет. Мне в Чечне рассказали, как калмык-омоновец спас чеченца-подростка в Москве во время беспорядков на Манежной. За этим мальчишкой гнались скинхеды, а парень-калмык упал на него, укрыл своим телом. Оба попали в реанимацию, но выжили. Я – житель Калмыкии – об этом не слышал, потому что никто не писал, не рассказывал. Зато в эти дни телефон у меня не умолкает", - заявил Эльжуркаев.

Напомним, что крупный конфликт между калмыками и чеченцами случился в августе 2005 года в селе Яндыки Лиманского района Астраханской области. В ночь с 15 на 16 августа в селе произошла массовая драка между калмыками и чеченцами (в ней участвовало до 400 человек), в результате которой один из калмыков был убит, еще один получил телесные повреждения средней тяжести. Во время похорон погибшего, 18 августа, толпа (около 500 человек) начала жечь дома и машины, принадлежащие чеченцам, и бить их владельцев. Всего были сожжены восемь домов, разбиты три автомобиля, пять человек получили телесные повреждения.

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали, комментирует свой топ-5 “Русская Семерка” .

Вышеперечисленные “племена” наряду с калмыками не сравниваются между собой по каким-либо показателям рейтинга. Но калмыки идут в этом списке под номером 4 (после маори, гурков и даяков).

“Среди народов России, одни из самых воинственных – калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится, как «отколовшиеся», что обозначает ойратов, не принявших ислам. Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев. Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана. В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и отныне с XVII века – калмыки стали постоянными участниками в русской армии. Говорят, что боевой клич «ура», когда-то произошел от калмыкского «уралан», что значит «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России”, пишет сайт.

О других “племенах” в публикации также дается подобная небольшая справка, из ярких и кровавых деталей долженствующих составить достаточно стереотипный образ “самых воинственных”.

Между тем, один из комментаторов отмечает: “Калмыки – это те же самые западные монголы – торгуты, дурбуты и ойраты. Это хан Аюш, после поражения от царицы Монголии Мандухай они откочевали на запад, 15-й век (царица Мандухай собиралась обьеденить обратно монголов, а торгуты и ойраты воспротивились и убили сына царицы, и жестоко поплатились) и по сей день монголы и калмыки прекрасно могут разговаривать между собой язык почти одинаковый – как русский и украинский”.

Интересно, что сами представители калмыцкого народа – действительно одного из монгольских – не спешат отрицать соотнесение с “племенами, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры”.

Более того, в комментариях недавней публикации АРД – о бурятском полковнике, представить к высокому воинскому званию которого просят ветераны Чеченской войны, некоторые читатели из Калмыкии посчитали обойденными вниманием и героев-этнических калмыков.

“В Калмыкии всем известен подвиг Санала Хантыева в первую чеченскую войну. Был простым солдатом-срочником. Его взвод на четырех БТРах попал в засаду. Два последних были повреждены и не могли продолжать движение. Офицеры бросили солдат и сбежали на двух оставшихся машинах. Боевики окружили солдат, предлагая сдаться.

В таких условиях молодой 19-летний парень взял командование на себя. Вдохнул уверенность в своих сослуживцев и руководил обороной до подхода наших войск. Через двое суток подошла подмога. В родной части думали, что они погибли. Командование представило его к званию Герой России, но наградили солдата раненного в том бою, русского по национальности. Санала Хантыева наградили орденом Мужества. Он мог бы стать первым Героем России за Чеченскую компанию.

Двум калмыкам за Чеченскую компанию было присвоено звание Героя Российской Федерации! Это Николай Баиров (посмертно) и Баатр Гиндеев!”, пишет читатель АРД из Калмыкии. Вполне справедливо замечая, что наш сайт – общемонгольский.

Калмыки они разны, или плохие, или очень плохие:

http://www.kp.ru/daily/23565/43507/

Версия об убийстве студента из Калмыкии в Москве на национальной почве пока не рассматривается
Следователь, в чьем производстве находится уголовное дело об убийстве студента из Калмыкии Дольгана Никеева, пока не рассматривает версию об участии в инциденте нацистов. Об этом ИА REGNUM Новости заявили в пресс-службе СКП России.

По словам сотрудника пресс-службы, в качестве основной рассматривается версия о том, что погибший сам спровоцировал конфликт, поскольку был в дурном настроении из-за ссоры с девушкой. Драка, согласно этой версии, стала следствием словесной перепалки между Никеевым и его другом Владимиром Санжиевым с группой молодых славянской внешности, которых калмыцкие студенты обогнали, направляясь в метро.

"Мы не можем пока говорить о версии с нацистами, - уточнил собеседник ИА REGNUM Новости. - Как и объединять в одно производство это дело и дело об нападении на Профсоюзной".

Инцидент с калмыцкими студентами произошел 21 апреля около полуночи на улице Миклухо-Маклая в Москве. Дольган Никеев и Владимир Санжиев направлялись к станции метро, когда у них возник конфликт с двумя неустановленными мужчинами. В результате драки Никеев был убит единственным ударом ножа в сердце, Санжиев госпитализирован с ножевым ранением брюшной полости.

20 апреля в 20:30 в Москве, на улице Профсоюзной, группа молодых людей напала на москвича арабского происхождения. Потерпевший госпитализирован в тяжелом состоянии.


http://www.regnum.ru/news/1276140.html

Я про калмыков тоже наслышан. Ребята что со мной работали, устроились контору охранять, которая решила в Калмыкии открыть водочный завод. Ну их туда в командировку отправили.
Они охраняют стройку. Тут к ним подъезжают местные бандиты на Жигулях ржавых.
- Че строят? - спрашивают. Это наше место и будете нам платить.
Ну, один из ребят отправился к начальнику. Тот связался с боссом. Босс говорит:
- Вас для чего на работу взяли? Охранять? Так охраняйте! Если надо стрелять - стреляйте! Я с самым главным в Калмыки доход делить буду, и если вы завалите десяток другой чурок, то местные менты их всех признают бандитами, даже если это будут бабы ихние.
Ну тут ребята и разошлись. Втроем ебанули из ружей 12 калибра по 2-3 патрона дробью в их Жигули. От машины только клочья полетели.
Эти калмыцкие бандиты аж охуели от того что их не боятся. А когда им под ноги один раз выстрелили, то вообще пересрались и стали просить их не убивать.
Остатки машины бросили и упиздили в свою степь. Машину ребята потом погрузчиком на контейнер у ворот закинули, чтобы другие калмыцкие бандиты видели че тут с ними могут сделать.


http://news.nswap.info/?p=31588&cp=all#comments

2008 год:

...
Многим русским, уезжающим из Калмыкии, приходится продавать жилье ниже рыночной цены. Мол, не продадите - и задаром отберем. Особо непонятливым был преподнесен наглядный урок. В прошлом году (2007) по столице степной республики прокатилась волна убийств русской молодежи. «Отмороженные» банды калмыков-подростков, выходцев из обнищавших сельских районов, толпами нападали на молодые пары, на глазах у девушек забивая парней арматурой и дубьем. Просто за то, что русские. Счет жертвам - на десятки. И никто из преступников, даже из тех немногочисленных, кто был пойман и осужден, не понес наказания за разжигание межнациональной розни. Череду жестоких убийств списали на «бытовуху».

«Автор опубликованного на сайте «Кавказский вопрос» небольшой заметки под красноречивым названием «Почему чеченцы боятся калмыков?» вольно или невольно придал своему тексту провокационный характер, – считает член Совета национальностей правительства Москвы, журналист и публицист Вячеслав Насунов. – В целом статья превозносит калмыков и несколько принижает чеченцев. И здесь напрашивается вопрос: а нужно ли это калмыкам?».

По мнению публициста, военные заслуги калмыцкого народа перед Россией хорошо известны. По количеству Героев Советского Союза на душу населения калмыки занимают второе место среди всех народов СССР. И тем не менее, никогда, ни в какие времена у калмыков не было предубеждений в отношении какого-либо народа, в том числе и к чеченцам. К ним отношение всегда было братским, как к близким по духу. Десятки тысяч чеченцев в разные годы работали в Калмыкии, получали образование, делали блестящую карьеру, были награждены орденами и медалями СССР. А великий Махмуд Эсамбаев удостоен звания народного артиста Калмыкии, его имя носит улица Элисты.

Что касается событий 2005-го года в селе Яндыки Астраханской области, то нельзя утверждать, что там был межнациональный конфликт в чистом виде. Представители калмыцкой общины вместе с русскими противостояли некоторым выходцам из Чечни, не пожелавшим уважать местный уклад жизни. Их вызывающее поведение осудили и местные молодые чеченцы, и старейшины. Та же реакция в недавней истории в Большом Царыне Октябрьского района, и тут уже вся Калмыкия возмутилась поступком местного жителя, поднявшего руку на женщину-чеченку.

Вместе с тем автор статьи утверждает: два народа отлично умеют ладить и уважают друг друга. Например, этой весной глава МВД Чечни Руслан Алханов ехал по Грозному и увидел школьников из Калмыкии. Генерал-лейтенант полиции остановил машину и подошел к детям познакомиться и поговорить. После чего сфотографировался с юными туристами и подарил им 10 тысяч рублей «на мороженое». По словам сопровождавших родителей, Руслан Шахаевич получил в тот момент «сян буйн», то есть добродетель себе в карму, поскольку сделал такой щедрый подарок прямо в день рождения Будды.

Несколько лет назад на одном из центральных каналов известный в те годы политик Алексей Митрофанов заявил, что в Калмыкии, в отличие от других регионов России, кавказцы ведут себя «тише воды и ниже травы», но здесь тоже был элемент провокационности и сомнительный реверанс в наш адрес.

Пора прекратить спекуляции на эту тему, считает Вячеслав Насунов. Калмыки – мужественные, добрые и миролюбивые люди. То внутреннее достоинство, которым они обладают, никогда не выпячивают и несут в себе как абсолютно естественное свойство. И это несмотря на трагическое положение, в котором калмыцкий народ сегодня находится.

Оригинальной архитектуры просторное здание Национального музея Калмыкии явилось бы пределом мечтаний для доброй половины подобных учреждений Москвы. Оно открылось в 2009 году, в рамках празднования 400-летия добровольного вхождения калмыков в состав России.

Заслугой строительства здания музея, как и других украшающих калмыцкую столицу достопримечательностей, явилась бурная преобразовательная деятельность прежнего президента Кирсана Илюмжинова. Не вдаваясь в вопрос, какие деньги были затрачены и откуда они брались, все же нужно признать, что за период правления Илюмжинова Элиста из богом забытого провинциального захолустья стала красивым и оригинальным туристическим центром, посмотреть который приезжают не только приверженцы буддизма, но и простые обыватели из других регионов России. Из Волгограда, Астрахани и Ставрополя много людей едет в «мировую столицу шахмат» отдохнуть на выходные.

Возвращаясь к музею, надо сказать, что извечная беда – нехватка выставочных площадей, для калмыцкого «храма истории и культуры» теперь явно неактуальна. Как я убедился впоследствии, продуманная внутренняя планировка, просторные залы, профессионально поставленное освещение и образцово сделанные экспозиции – делают элистинское учреждение одним из лучших (если не самым лучшим) из многочисленных провинциальных музеев России, виденных автором.

К сожалению, до закрытия оставалось уже немного времени, но нам показать экспозицию в ускоренном темпе взялась одна из научных сотрудниц музея. Из-за нехватки времени осмотром отдела природы и еще кое-чем пришлось пожертвовать.

Подробно описывать экспозицию музея нет возможности, но надо признать, что сделана она на очень высоком научно-методологическом уровне. История, этнография, современные события, связанные с превращением Элисты в мировую «шахматную столицу», - все показано доходчиво, комплексно и связно, без китча и эклектики.

Калмыки (этноним восходит к тюркскому слову «отделившиеся») были некогда частью обширного западномонгольского этноса ойратов, частично проживающих и сейчас в Монголии и Западном Китае. Ойраты к началу XVII века образовали Джунгарское ханство, последнюю крупную кочевую империю в истории. Часть ойратов - джунгар постепенно перекочевала в начале-середине XVII века на Северный Кавказ и приняла российское подданство. В 1771 году калмыки в большей части откочевали с Кавказа обратно в Западный Китай и Западную Монголию, оставшиеся стали предками современного этноса.

В экспозиции музея история была подробно отражена. А на одном из стендов с копией золотой пайцзы (знака власти) Чингиз-хана в центре была показана структура старейших калмыцких субэтнических групп: дербетов, торгутов, хошоутов, зюнгаров (бузавы образовались уже из них в XIX веке).

Деление на эти, и более мелкие родоплеменные группы до сих пор очень важную роль играет в жизни калмыков. «Мы все хорошо знаем свое происхождение, к какому из ойратских племен принадлежали наши предки», - пояснила схему научная сотрудница.

Подробно рассказывалось в музейной экспозиции о деятельности выдающегося ойратского религиозного и политического деятеля Зая-Пандита Намкхай Гьямпцо, при котором буддизм школы гелуг стал общеойратской религией. Зая-Пандита особо знаменит тем, что создал в 1648 году новый алфавит «ясное письмо», благодаря чему у ойратомонголов возникла общедоступная письменная культура.

- «Грамотность у калмыков была всеобщей. Каждый отец по закону обязан был обучить сыновей грамоте. Если выяснялось, что взрослый сын неграмотен, то отец должен был заплатить хану специальный штраф «три тройки»: три верблюда, три коня и три быка. Это для простых людей было неподъемно, легче было сыновей выучить», - комментировала наша спутница стенд, посвященный просветительской деятельности Зая-Пандита.

Само собой много в экспозиции музея рассказывалось о службе калмыков России, особенно об их участии в Отечественной войне 1812 года. Есть в экспозиции копия древнего, когда-то привезенного из Монголии калмыцкого желтого знамени, с которым калмыцкие полки в 1814 году вошли в Париж.

Надо отметить, что и в XVIII веке калмыки очень помогали России в борьбе за Кавказ. Так в народной памяти и калмыков, и кавказцев осталась кровопролитная битва в районе нынешних Ессентуков (на калмыцком «ессен тук» - «девять знамен»), когда объединенное лучшее войско кавказских народов было разбито представителями девяти родов калмыков. «После этой битвы, - как рассказывала мне сотрудница музея, - было достигнуто соглашение о взаимном нейтралитете, о котором помнят до сих пор, как «притчу о калмыцком чае».

В этнографическом отделе запомнилась выставленная традиционная калмыцкая плеть. В свое время меня интересовало, почему калмыки, переняв часть традиционной кавказской одежды: носимый под черкесской «бешмет», - по калмыки «бешмюд», - не переняли обычая носить кинжал. Причину я понял, когда увидел калмыцкую плеть: полуметровая оплетенная кожей рукоять, со здоровенным, грамм под 300, серебряным набалдашником переходила в метровую, если не больше, плетеную из кожи «рабочую часть», сантиметра четыре толщиной у основания. На конце плети было утолщение, скорее всего со свинцовой гирькой. С такой плетью в качестве «личного оружия» умелому бойцу был не страшен не только поясной кавказский кинжал «кама», но и винтовка со штыком.

Заметив мой интерес к данному предмету калмыцкого бытового обихода, научная сотрудница пояснила: «Плеть была обязательной принадлежностью нашего костюма. Все калмыки имели плети, взрослый мужчина без нее на людях не появлялся. У женщин и детей были свои особые плоские плети. По виду, форме и отделке плети можно было безошибочно определить родовую принадлежность калмыка и его социальное положение. К сожалению, в 1912году царские власти запретили калмыкам носить плети в общественных местах».

Вскоре мы прошли в зал, посвященный Отечественной Войне и послевоенной калмыцкой истории. В центре зала была экспозиция оружия, с нечасто встречающимся наших музеях английским пулеметом «Брен», у стен в стеклянных шкафах были показаны образцы формы кавалерийских казачьих частей Красной армии, где служило много калмыков. Но главным центрирующим экспозицию элементом оформления зала был портрет Басана Бадьминовича Городовикова, героя Советского Союза, видного военного и политического деятеля, впоследствии многолетнего руководителя Калмыцкой АССР.

Тут надо вспомнить, что калмыки, как и некоторые северокавказские народы были депортированы в 1943 году. А вернуться на родину они смогли только во второй половине 50-годов. (1.) КАССР была восстановлена в 1958 году. Но судя по оформлению музейного зала, советский период истории для калмыков является «хорошим временем», а коммунистический глава республики Басан Городовиков сохранил о себе добрую память.

В зале Отечественной Войны беседа с сотрудницей музея постепенно перешла на тему войн недавних. Калмыки всегда были хорошими воинами, показали они это и во время военных действий в Чечне. Это признавалось и противостоящей российским войскам стороной, к калмыкам было особое уважительное отношение. Сотрудница музея рассказывала: «Калмыков, если те ранеными в плен к чеченцам попадали, часто отпускали. Кавказцы нас калмыков очень сильно уважают. Даже к русским из Калмыкии у них другое отношение. Вот был в девяностые годы такой случай. Два грузина возили девушек в Чечню»… Заметив мой недоуменный взгляд, сотрудница музея совершенно спокойно, словно речь шла о чем-то для всех очевидном, уточнила: «Они возили девушек в Чечню на заказ. Кололи шприцом снотворное. Так вот у нас стояла русская девушка ловила попутную машину, чтобы уехать домой, они ее в машину посадили, потом усыпили и привезли заказчику в Чечню. А он узнал, что она из Калмыкии и отказался ее брать. Сказал, чтобы ее «отвезли туда, где взяли». Грузины доставили «добычу» к ставропольской границе и высадили. Девушка пешком дошла до российского блокпоста, милиционеры посадили ее в попутную машину до Калмыкии, и она вернулась домой».

Послесловие.

На этом рассказе я решил закончить повествовательную часть своих записок. Конечно, можно было бы и дальше описывать последующие прогулки по Элисте, рассказать о втором посещении Казанского собора и беседах с русскими элистинцами, но я посчитал, что это слишком затянет повествование.

Но необходимо сделать некоторые выводы и изложить некоторые аналитические размышления. Калмыкию я посетил впервые, но нельзя сказать, что все было для меня новым. С калмыками мне приходилось много общаться во время учебы в Ростове-на-Дону, среди них у меня много друзей и хороших приятелей. Близкая моя студенческая подруга, русская, родилась и выросла в Элисте. Так что о степной республике и населяющих ее людях я имел уже кое-какое представление. Но все же только личное посещение Элисты дало возможность понять многие ранее неясные моменты.

В Калмыкии для меня интересовал прежде всего «русский вопрос»: как живется русским рядом с кавказскими потомками Чингиз-хана. Первых русских элистинцев,- двух веселых молодых людей на скутере, - я увидел сразу после того, как вышел из привезшего меня из Ставрополя автобуса. Впоследствии русские лица встречались постоянно, с частотой примерно «один на десять». И из наблюдений со стороны и из непосредственного общения с людьми я сделал для себя вывод: особых проблем в совместном проживании русских и калмыков нет. Не только в плане наблюдающегося на Кавказе «конфликта цивилизаций», но и в обыденно-бытовом отношении.

Но русских в Калмыкии становится все меньше, они массово уезжают, прежде всего молодежь. Причины эмиграции экономические. В полностью дотационной республике, - где с советских времен практически не было промышленного производства, лишь сельское хозяйство и переработка его продукции, - там как-то реализовать себя русским очень трудно. Особенно если учесть родовую и клановую солидарность калмыков. Калмыки народ по гумилевски пассионарный: жесткий, прагматичный, целеустремленный и напористый. «Бабского, - по определению Бердяева, - начала русской души», - то есть слезливой сентиментальности, попыток оправдывать и жалеть даже лютых врагов, - у калмыков нет и в помине. В душе калмык, как и казак-славянин это, прежде всего, воин. С соответствующим отношением к жизни, в том числе в бытовых и профессиональных делах. Калмыцкое спокойствие и невозмутимость в любой момент могут смениться яростью и агрессией. И горе тому, на кого эта агрессия будет направлена. За невозмутимым лицом буддиста в любой момент можно увидеть атакующего воина Чингиз-хана.

Однако русские с калмыками все же уживаются не одну сотню лет. Причем достаточно неплохо уживаются. Элиста основывалась в середине 19-го века как селение русских крестьян-переселенцев. Все 150 лет своего существования никаких серьезных межнациональных конфликтов она не знала. Во время Революции и Гражданской войны русские крестьяне-земледельцы и калмыки-скотоводы не только не конфликтовали, но даже организовывали совместные органы власти, как красной, так и белой ориентации. (2.)

Но сейчас русским в Калмыкии жить трудно. В отличие от кавказских республик у них даже «социально-экономической ниши» в виде профессий требующих хорошего уровня образования. Специалистов высокой квалификации хватает и среди «титульной национальности».

В национальном характере калмыков существует своеобразный «культ образованности». Причем не формальной: «Чтобы в галстуке ходить и с красной папкой», - а реальной, с целью получить в итоге хорошую профессиональную подготовку. Как рассказывала мне пожилая русская элистинка: «Здесь настоящий культ образованности. Еще в школе калмыки начинают готовить детей к поступлению в ВУЗ. Самая бедная семья не жалеет денег на репетиторов, и делает все чтобы дети пришли в институт с хорошим объемом знаний, а потом получили полноценные для будущей профессии знания».

Однако «культ образованности» порождает и специфические проблемы. Не только русская, но и калмыцкая молодежь уезжает из родной республики. Найти приличную работу и полноценно реализовать себя на родине очень трудно, особенно образованным молодым специалистам. Калмыки-врачи, учителя инженеры, агрономы, ветеринары все чаще и чаще работают в Астрахани, Ставрополе, Волгограде или, само собой, в Москве.

Среди калмыков существует большой слой довольно рафинированной «старого образца» интеллигенции, с сильной ориентацией на «классическую» русскую культуру. Калмыки вне русского культурного пространства себя не мыслят. У них нет и в помине никаких попыток в этом плане, в отличии от республик Северного Кавказа, противопоставить себя России. Между собой на улицах Элисты калмыки, даже подростки говорят на очень хорошем, почти литературном русском языке с легки акцентом, скорее даже выговором. Старая русско-языковая культура (кстати, подобное я наблюдал у русских Львова и лезгин Дербента) присуща всем калмыкам, не только интеллигенции.

В небольшой стотысячной Элисте есть и государственный русский драмтеатр, спектакли его хорошо посещаются. Работает небольшой, но хорошего уровня университет, в котором есть философская династия Биткеевых, их работы по буддологии очень уважаемы в мировом научном сообществе.

Довольно высокий уровень образования населения с ориентацией на « высокую культуру» порождает и ряд своеобразных проблем. Разрушается традиционный жизненный уклад. Все меньше калмыков желает жить так, как жили предыдущие поколения. Вдали от сел и городов, изо дня в день, созерцая степь и пасущихся стада. Люди хотят и что бы их дети ходили в хорошие, со спортзалами школы, чтобы бы дома был интернет. Но где все это брать в степи?

Сейчас идет явный отток населения из отдаленных районов Калмыкии в места, где есть «цивилизация»: столицу Элисту, более-менее крупные населенные пункты, или просто в села прилегающие к федеральным автотрассам. А в покидаемые калмыками отдаленные степные районы идет наплыв мигрантов из предгорных республик Кавказа. «Пришельцам с Юга», чабанам-скотоводам интеллигентские «экзистенциальная тоска» и «скука провинциального бытия» незнакомы. Не нужны им библиотеки, хорошие школы и интернет. Нередки среди новопришедших и такие, кто не считает важным давать своим детям даже навыки письма и чтения… «Что нужно, и когда нужно, прочитает мулла».

Что бы как-то исправить такое положение власти Калмыкии уже хотят звать на ПМЖ ойратов-кочевников из Китая и заселять ими степные районы. Для российских калмыков это более приемлемый вариант, нежели ползучая аннексия их степей «южными россиянами».

Хотя в отличии от Восточного Ставрополья и Северного Дагестана, правовая ситуация в Калмыкии пока еще контролируется. В республике нет проблемы терроризма, нет со стороны «гостей» проявлений «старинных горских обычаев», почему-то принимаемых в нетолерантной России за «беспредел». Правда, был случай в соседней Астраханской области, в селении Яндыки. Там южные гости немного порезвились на православном кладбище, на нанесенную русским обиду отреагировали калмыки .

Но все же в общении с жителями Элисты, и русскими и калмыками чувствовалась тревога по поводу «южной проблемы». Правовое положение в соседнем восточном Ставрополье становится все более неопределенным, там все постепенно сползает к хаосу. Поэтому калмыки обоснованно боятся за свое будущее. Не раз доводилось слышать, причем в совершенно будничном ключе, фразы типа «мы скоро станем границей России».

Примечание.

1. В отличии от других обвиненных в сотрудничестве с гитлеровцами и выселенных народов, калмыки не используют тему депортации в качестве «пропагандистской дубинки», позволяющей «бить по глазам» Россию и русских. Выселение народов 1943-1944 годов в плане пропаганды очень удобно: любые современные зверства в отношении русских, этнические чистки и даже практику рабовладения всегда можно объяснить «кровоточащей раной в сердце народа пережившего страшное злодеяние 1944 года». Зарубежные политики и исследовали, такие как Анатоль Ливен, совершенно спокойно оправдывают «кровоточащей раной памяти» все зверства совершенные и совершаемые над русскими в некоторых кавказских республиках. Однако побывавшие в депортации, но не педалирующие эту тему калмыки явно «портят картину». Они не озлоблены на русский народ и Россию, и даже являются, может по своим прагматическим соображениям, но явными российскими патриотами.

2. 14 мая 1918 года состоялся «Съезд объединенного русско-калмыцкого населения Астраханского и Черноярского уездов» председателем которого был избран врач Эренжен Хара-Даван. Сын нищих калмыков батрачивших у феодала-соплеменника, Хаара-Даван окончил Малодербетовскую начальную улусную школу, за способности был направлен за казенный счет в Астраханскую гимназию, по окончании которой, опять же за казенный счет в Петербургскую Военно-Медицинскую академию. Получив диплом врача, вернулся на родину и работал по специальности. Во время Гражданской войны поддержал Белое движение и ушел в эмиграцию. В 1928 году в Белграде вышла его насквозь евразийская книга «Чингиз-хан».